Человечество готовится к квантовому скачку
Новая психологическая теория Клер Грейвза утверждает, что люди существуют на разных «уровнях существования». На каждом из этих уровней человек проявляет поведение и ценности, характерные для людей именно этого уровня; человек, находящийся на низшем уровне, зачастую даже не способен понять людей, находящихся на более высоком уровне.
В следующей статье психолог Клер Грейвз излагает свою теорию и размышляет о будущем человечества. По его словам, на протяжении истории большинство людей оставались на низших уровнях существования, где ими двигали потребности, общие с животными. Но сейчас, по мнению Грейвза, западное общество готово перейти на более высокий, по-настоящему человеческий уровень существования. При этом, вероятно, произойдёт кардинальная трансформация человеческих институтов.
Новая психологическая теория утверждает, что люди существуют на разных «уровнях существования». На каждом из этих уровней человек проявляет поведение и ценности, характерные для людей именно этого уровня; человек, находящийся на низшем уровне, зачастую даже не способен понять людей, находящихся на более высоком уровне. В следующей статье психолог Клер Грейвз излагает свою теорию и размышляет о будущем человечества. По его словам, на протяжении истории большинство людей оставались на низших уровнях существования, где ими двигали потребности, общие с животными. Но сейчас, по мнению Грейвза, западное общество готово перейти на более высокий, по-настоящему человеческий уровень существования. При этом, вероятно, произойдёт кардинальная трансформация человеческих институтов.
Статья К. У. Грейвза (отрывок)
[Журнал «The Futurist», 1974, стр. 72. Отредактировано Эдвардом Корнишем и Российским Институтом Спиральной Динамики, «World Future Society»]
Содержание:
Переход человечества к новому уровню существования
Некоторые характеристики различных уровней
— Первый уровень: Автоматический образ жизни
— Второй уровень: Племенной образ жизни
— Третий уровень: Эгоцентрический образ жизни
— Четвёртый уровень: Священный образ жизни
— Пятый уровень: Материалистический образ жизни
— Шестой уровень: Гуманистический образ жизни
Переход человечества к новому уровню существования
Для многих людей будущее представляется мрачным из-за того, что они наблюдают моральное разложение общества как на государственном, так и на личностном уровне. Однако, согласно моим исследованиям, проведённым на протяжении более чем двадцати лет в области психологии человеческих ценностей, показывают, что с человеческими ценностями действительно что-то происходит, но это не столько разрушение внутренней структуры человека, сколько признак здоровья и интеллекта человека. Результаты моих исследований показывают, что человек начинает осознавать, что ценности и способы жизни, которые были хороши для него на одном этапе развития, становятся неподходящими в изменившихся условиях его существования. Человек осознаёт, что старые ценности больше не соответствуют реальности, но он ещё не понял новых.
Основная ошибка, которую совершает большинство людей, когда они думают о человеческих ценностях, заключается в том, что они полагают, что природа человека неизменна и существует единый набор человеческих ценностей, по которым человек должен жить. Однако мои исследования указывают на другое. Они свидетельствуют, что природа человека — это открытая, постоянно развивающаяся система, которая переходит путём квантовых скачков от одной системы устойчивого состояния к другому, продвигаясь через иерархию упорядоченных систем.
Вкратце, я утверждаю, что психология зрелого человека представляет собой развивающийся, эмерджирующий, колеблющийся, спиральный процесс, отмеченный постепенным подчинением старых поведенческих систем низшего порядка новым, более высокоуровневым системам, по мере изменения экзистенциальных проблем человека. Эти системы чередуются, направляя фокус внимания то на внешний мир, стремясь изменить его, то на внутренний мир, в поиске смирения и гармонии с ним, причём средства достижения этих целей меняются на каждом новом уровне.
Таким образом, человек склонен изменять свою психологию по мере изменений условий существования. Каждый последующий уровень существования — это состояние равновесия, через которое люди проходят, двигаясь к следующим уровням равновесия. Когда человек сосредоточен на одном из уровней существования, его психология и неврология полностью соответствуют этому состоянию. Его чувства, мотивация, этика и ценности, биохимия, неврологическая активность мозга, системы обучения, системы убеждений, представления о здоровье и зрелой личности, понятия о том, что такое психическое заболевание и как его следует лечить, предпочтения в управлении людьми, образовании, экономических и политических теориях и практиках и т.д. — всё это соответствует текущему уровню существования.
В некоторых случаях человек может не обладать генетической или конституционной готовностью к продвижению вверх, при изменении его условий существования. Вместо этого он может стабилизироваться и провести жизнь на одном или нескольких уровнях иерархии. Кроме того, человек может проявлять поведение уровня как в положительном, так и в отрицательном ключе, а иногда, в определённых обстоятельствах, он может регрессировать на более низкий уровень. Таким образом, взрослый человек живёт в потенциально открытой системе потребностей, ценностей и мотиваций, способной развиваться и эволюционировать. Хотя зачастую он остаётся в замкнутой системе, стабильной на одном или нескольких уровнях существования.
Человеческое существование можно сравнить с симфонией, состоящей из шести тем. В симфонии композитор обычно начинает с простого изложения тем. В человеческом существовании наш вид начинает выражение своих тем самым простым образом. В человеческом существовании наш вид начинает с того, что самым простым способом проживает свою тему существования, но способы проживания проявляются в тысячах вариаций.
На данном этапе истории ведущие, технологически продвинутые общества завершают изложение шестой темы существования (из первой вехи эволюции людей) и начинают снова, с первой темы, в более сложной вариации (второй вехи эволюции). Иными словами, человечество завершает первую, наиболее примитивную лестницу существования — ту, что связана с формированием индивидуальности Homo Sapiens и его выживанием на планете. Первые шесть уровней существования, от A-N (Бежевый1) до F-S (Зелёный), соответственно, были названы «уровнями выживания»2. Эти шесть уровней выживания составляют начальное изложение человеческих тем в их самом простом виде.
Основная цель шести уровней выживания — обеспечить выживание и формирование индивидуальности. Достигнув относительной безопасности, как физической, так и психологической, человек внезапно оказывается свободен и готов пережить чудо и взаимозависимость всей жизни на планете. Но он также замечает, что его борьба за собственное развитие поставила под угрозу само существование жизни, как таковой.
Так же, как древний человек на самом примитивном уровне существования (A-N — Бежевый) был вынужден использовать все доступные ему силы, чтобы стабилизировать свои собственные жизненные функций, человек на уровне G-T (Жёлтый), достигнувший первого уровня бытия, должен использовать свои знания, чтобы стабилизировать основные функции всей взаимозависимой и единой жизни на Земле.
Точно так же, как племенной человек на уровне B-O (Пурпурный) объединялся в сообщества для обеспечения своего физического выживания, наш будущий человек второго уровня бытия H-U (Бирюзовый) должен будет создавать объединённые сообщества знаний для обеспечения выживания и эволюции всей жизни на планете.
Таким образом, мы видим, что шесть тем существования постоянно повторяются на каждой новой эволюционной вехе, даже несмотря на то, что человек продвигается от простого обеспечения личного выживания к осознанию вариаций взаимозависимости жизни. Это постепенное чередование тем и вех и является общей схемой уровней существования.
В обсуждении настоящего и будущего человечества нас по-прежнему волнуют первые три уровня выживания, так как многие люди — от аборигенов до недавно возникших наций — всё ещё существуют на этих уровнях.
1 К.У. Грейвз использовал буквенные коды каждого уровня (A-N, B-O, C-P и т.д.). Цветовой код Спиральной Динамики был разработан позже его учеником Крисом Кованом. Здесь мы уточняем буквенные коды К.У. Грейвза цветовым кодом К. Кована для удобства соотношения Теории Грейвза и Модели Спиральной Динамики (прим. Российский Институт Спиральной Динамики, risd.su)
2 Здесь «A» обозначает неврологическую систему в мозге, на которой базируется психологическая система, а «N» — набор экзистенциальных проблем, с которыми эта «A»-система может справиться. Таким образом, в состоянии «A-N» (Бежевый) человек использует нейрологическую систему «A» для решения «N»-проблем существования.
Некоторые характеристики различных уровней
Первый уровень: Автоматический образ жизни
На первом автоматическом уровне существования (A-N — Бежевый), человек стремится исключительно к немедленному удовлетворению своих базовых физиологических потребностей через автоматические механизмы адаптации. Он живёт лишь настоящим моментом, полностью обусловлен возникающими в этом пространстве и времени потребностями, и не имеет представлений о причине и следствии. Его сознание исключает самостоятельное я и ограничено лишь ощущением физиологического напряжения, которое возрастает, когда активируются базовые потребности, и снижается, когда это напряжение базовых потребностей снимается. Человек живёт чисто физиологическим существованием.
Вид Homo Sapiens в целом или отдельный индивид не обязаны подниматься выше этого уровня для продолжения рода, так как он может продолжать выживать чисто физиологически, за счёт размножения. На этом уровне человек может прожить продуктивную жизнь в том смысле, что его встроенные механизмы реагирования способны снижать напряжение физиологических потребностей и обеспечивать размножение. Однако этот уровень существования редко встречается в современном мире, за исключением патологических случаев.
Как только человек, кочуя в поисках пищи, накапливает набор условных рефлексов Павлова, которые обеспечивают удовлетворение его насущных потребностей, и таким образом переводят его в состояние жизни в «Эдемском саду», он почти незаметно переходит с этого первого уровня существования в следующий устойчивый образ жизни, присущий племени.
Второй уровень: Племенной образ жизни
На втором, племенном уровне существования (B-O — Пурпурный) основной потребностью человека является стабильность. Он стремится поддерживать уклад жизни, который он не понимает, но решительно защищает.
Человек на этом уровне только что преодолел борьбу за существование и обрёл свой первый устойчивый уклад жизни. Такой уклад жизни, по сути, лишён осознанности, мышления или цели, поскольку он основан на принципах классического условного рефлекса Павлова. Поэтому каждый человек уровня B-O (Пурпурный) верит, что его родо-племенной уклад жизни заложен в природе вещей. В результате он крепко держится за него и отчаянно пытается умилостивить мир для продолжения такого своего существования.
На этом уровне время воспринимается по сезонам или на основе природных циклов, а пространство осознаётся фрагментировано. Причинно-следственные связи ещё не осознаются, потому что человек воспринимает силы, действующие в природе, как неотъемлемые от неё и неизменные. Здесь возникает уклад жизни, основанный на мифе и традициях, а бытие — это мистический, таинственный феномен, полный духов, магии и суеверий. Основной задачей существования здесь становится лишь: продолжать то, что, по-видимому, позволило «моему племени быть».
Однако на этом уровне, скорее случайно, чем намеренно, некоторые люди добиваются относительного контроля над миром духов благодаря своему необъяснимому, управляемому старейшинами, традиционному укладу жизни, который остаётся относительно неизменным до тех пор, пока не будет нарушен внутренними или внешними факторами.
Зона перехода к следующему уровню
Когда устоявшийся уклад жизни племени способен обеспечить продолжение существования их рода с минимальными затратами энергии, решая проблемы O (безопасность) посредством нервной системы B (традиции, ритуалы), возникает первое из условий, необходимых для перехода на новый и более устойчивый уровень существования (Красный). Это порождает избыток энергии, который переводит систему в состояние готовности к изменениям.
Но до тех пор, пока не возникает дополнительных факторов, таких как диссонанс или непреодолимые сложности, изменение не будет двигаться в направлении следующего уровня существования. Вместо этого система будет двигаться к максимальной энтропии, упадку и собственной гибели, так как уклад перегружается всё более и более сложными традициями и ритуалами.
Однако если при наличии потенциала к изменениям в этом примитивном обществе возникает диссонанс, то это состояние напряжения приводит к системным изменениям.
Этот диссонанс обычно возникает среди молодых людей или у людей с определённым восприимчивым складом ума, которые не обременены памятью о прошлом и способны к новым, более глубоким прозрениям о природе человеческого существования. Либо такое прозрение может возникнуть у тех же восприимчивых умов, когда внешние силы нарушают их родовой уклад.
Когда на уровне B-O (Пурпурный) возникает готовность к изменениям, это запускает осознание человека о его существовании как индивидуального существа, отдельного и отличного от других существ и от его соплеменников. В своей борьбе за выживание он осознаёт, что другие — будь то другие люди, другие животные или даже духи в его физическом мире — противостоят ему. Так на первый план выходит его стремление к индивидуальному выживанию.
Эти изменения в сознании приводят человека осознанию, что он противостоит хищным животным и другим силам, угрожающим физическому существованию людей, которые защищают свой сложившийся уклад жизни или выступают за новый образ жизни, который они пытаются создать. Теперь он осознаёт, что не является частью единого целого (сил природы и сообщества племени). Он одинок в борьбе за своё выживание против «драконовых сил» вселенной. Поэтому он героически отправляется в путь, чтобы построить образ жизни, который обеспечит его индивидуальное выживание.
Третий уровень: Эгоцентрический образ жизни
На эгоцентрическом уровне (C-P — Красный) на первый план выходит грубый, самоутверждающийся индивидуализм. Этот уровень можно назвать «макиавеллистским», так как он воплощает всё, что автор «Принца» считал сутью человеческой природы.
История подсказывает нам, что те немногие, кто смог освободиться от проблем выживания, почти бесконтрольно устремлялись вперёд к новому способу существования, увлекая за собой тех членов племени, кто не мог сам освободиться от груза застывшего племенного уклада.
История также показывает нам, что эти немногие становились авторитарными лидерами, в то время как большинство стало теми, кто подчинялся. Большинство принимало идею «права сильного», так как это гарантировало их выживание. Так было в прошлом и остаётся таковым и по сей день.
Этот «прометеевский» (C-P — Красный) взгляд на мир основывается на привилегиях «имущих» и обязанностях «неимущих». В конечном счёте, когда устанавливается этот уклад жизни, исторически обусловленный аграрной революцией, жизнь воспринимается как непрерывный процесс, где выживание зависит от контроля взаимоотношений.
Верность и преданность, служение и благородство становятся краеугольными камнями такого образа жизни. Обеспеченные в своём выживании через феодальные отношения, «имущие» диктуют «правильный» образ жизни, который строится на их силе. Развивается система, в которой каждый индивид действует в своих собственных интересах, чтобы выжить, но лишь немногие достигают хоть какой-то власти, в то время как остальным остаётся подчиняться.
И авторитарные лидеры, и подчиняющиеся люди выработали собственные стандарты, которые, по их мнению, обеспечат им защиту от угроз, хотя эти стандарты были очень грубыми и примитивными. Подчиняющиеся люди пытались извлечь максимум возможного из доступного им образа жизни, в то время, как авторитарные — действовали по своей воле, как им заблагорассудится, и объясняли свой уклад жизни правами, основанными на их индивидуальной силе. Со временем эти права превращались в абсолютные права королей, неоспоримые привилегии правителей, неотъемлемые права тех, кто достиг власти, и даже права мелких махинаторов получать всё, что они могут. Это мир открытого, агрессивного проявления человеческих желаний: без стыда и смущений со стороны «имущих», и более скрытно и коварно со стороны «неимущих».
На этом уровне человек стремится к стабильной безопасности и учится через механизм избегания угроз. По мере того, как он переходит на следующий уровень (D-Q — Синий), он развивает образ жизни, основанный на убеждении, что у всего есть своя причина. Существует причина, почему «имущие» обладают очень многим в жизни, но при этом им всё равно не избежать смерти. И причина, по которой «неимущие» вынуждены влачить жалкое существование. Этот поиск приводит к убеждению, что существование «имущих» и «неимущих» является частью предзаданного дизайна существования, замысла сил, управляющих человеком и его судьбой. Так возникает священный образ жизни, основанный на одной из великих мировых религий или философий. Здесь человек создаёт то, что, по его мнению, является способом достижения прочного мира в этой жизни или в жизни вечной, способом, который, как ему кажется, устранит боль как «имущих», так и «неимущих». Здесь он ищет спасения.
Четвёртый уровень: Священный образ жизни
На священном уровне (D-Q — Синий) человек создаёт образ жизни, основанный на принципе: «Ты должен претерпеть муки существования в этой жизни, чтобы доказать, что достоин жизни будущей». Эта священная форма существования возникает из осознания того, что жизнь в этом мире предназначена не для поиска предельных удовольствий. Такое восприятие было основано в недавнем прошлом на бесконечной борьбе с неукротимыми страстями и враждебным миром. Здесь человек начинает видеть, что для каждого сословия предписаны определённые правила, определяющие, как каждому надлежит себя вести. Эти правила — цена, которую человек должен заплатить за более длительную жизнь, за мир к которому он стремится. Цена — отказ от наслаждений в земной жизни. Мерой, достоин ли он, является то, насколько человек жил по установленным правилам.
Однако, когда человек достигает безопасности благодаря этим абсолютным правилам, наступает время, когда некоторые люди начинают ставить под сомнение цену, которую приходится платить за такую стабильную жизнь. Когда это происходит, священный образ жизни обречён на угасание, ведь кто-то обязательно спросит: почему нельзя насладиться и этой жизнью?
Человек вновь вступает в непростой переход к следующему уровню существования, и то соскальзывая, то падая, он вновь борется за достижение своих целей. Когда он отбрасывает все нечеловеческие аспекты священного существования, у него снова появляется избыточный заряд энергии. Его проблемы безопасности решены, но само это решение породило новую задачу — как построить жизнь, приносящую удовольствие здесь и сейчас. Эту проблему, обозначенную как «R»-проблему, человек решает, используя нейрологическую систему «E», переходя на следующий уровень существования.
Пятый уровень: Материалистический образ жизни
На материалистическом уровне (E-R — Оранжевый) человек стремится покорить мир, исследуя его тайны, а не прибегая к грубой силе, как он делал на уровне C-P (Красный). Здесь он задерживается достаточно долго, чтобы разработать и использовать объективный научный метод, чтобы обеспечить материальное благополучие для удовлетворённой человеческой жизни «здесь и сейчас».
Но, достигнув личного материального благополучия, он обнаруживает, что создал новые проблемы «S» (Зелёные) — духовной пустоты в своей жизни. Он считает себя хозяином объективного физического мира, но лишь новичком в субъективном, гуманистическом мире. Он добился удовлетворения от превосходного качества жизни, достигнув относительного господства над физическим миром, но цена за это оказалась слишком высокой: другие люди не любят его по причине того, как он применяет знания для своей выгоды, что им кажется бездушным и бесчувственным.
Человеку завидуют и даже уважают, но не любят. Он достиг личного статуса и материального благополучия, но его отвергают даже если он использует неврологическую систему «F» (Зелёную), и это становится началом его перехода к шестому уровню существования.
Шестой уровень: Гуманистический образ жизни
На гуманистическом уровне (F-S — Зелёный) человек начинает сосредотачиваться на своём собственном внутреннем мире и его соотношении с внутренними мирами других людей. Он стремится к тому, чтобы быть частью чего-то большего. Быть принятым, познать внутренние измерения себя и других, чтобы достичь гармонии. Чтобы каждый мог обрести мир с собой и, следовательно, с миром вокруг.
Но достигнув этого, он осознаёт, что должен заботиться не только о себе или других «я», потому что, пока он сосредотачивался на внутренних мирах, исключая внешний, этот его внешний мир пришёл в упадок. Теперь он поворачивается к жизни и всей вселенной в целом. Он начинает видеть задачи восстановления баланса жизни, который был нарушен его прежней ориентацией на индивидуализм на предыдущих этапах восхождения по первой лестнице существования.
По мере того, как человек переходит с шестого гуманистического уровня существования, уровня гармонии с собой и другими людьми, к седьмому, когнитивному уровню бытия, он преодолевает пропасть невероятной глубины смысла. Разрыв между шестым уровнем (F-S — Зелёный) и седьмым (G-T — Жёлтый) — это переход от потребления к созиданию, от недостаточного и дефицитарного восприятия к восприятию изобилия и роста. Это переход от сходства с животными к отличию от них, поскольку только человек обладает ориентацией на будущее.
Первый уровень бытия: Когнитивный образ жизни
Когда мы понимаем суть перехода от шестого уровня «единства с другими» к седьмому когнитивному уровню (G-T — Жёлтый), который требует знаний и действий для того, чтобы «всё могло быть и могло продолжать быть», становится очевидна огромная разница между человеком и другими животными. Здесь мы переходим черту, которая отделяет потребности, которые у человека общие с животными, от тех потребностей, что присущи исключительно человеку.
Оказавшись на пороге седьмого уровня, где сегодня находятся многие политические и культурные диссиденты, человеку открывается перспектива стать истинно человеком. В этом состоянии человек становится истинно человеческим существом, более не являясь просто одним из природных видов. Мы, в наше время, только подходим к этому рубежу — границе между животной и человеческой природой.
Второй уровень бытия: Эмпирический образ жизни
На втором уровне бытия, эмпирическом уровне (H-U — Бирюзовый), человеком будут управлять ветры знаний и человеческой, а не божественной веры. Знания и компетентность, приобретённые на уровне G-T (Жёлтый), позволят ему достичь уровня познания, уровня H-U (Бирюзовый).
Если каждый человек сумеет перейти на этот запредельный уровень, не будет больше покорности, вассалитета и унижений. Человек будет двигаться вперёд на волне своей расширенной человечности, а не колебаться и барахтаться в водовороте своих животных потребностей. Его задачи, теперь, когда он восстановил баланс в мире, будут связаны с поддержанием стабильности жизни.
Он будет учиться жить так, чтобы баланс природы снова не нарушился, чтобы человек не скатился к самоутверждению за счёт других (E-R — Оранжевый). Его ценности будут определяться не накопленной мудростью старших поколений, как на уровне B-O (Пурпурный), а накопленными знаниями познавших. Но и здесь, как всегда, накопленные знания порождают новые задачи и подталкивают человека сделать ещё один шаг вверх по своей экзистенциальной лестнице.
Следите за новостями на нашем Телеграм-канале: Spiral Dynamics Institute
Современные знания, которые меняют мир
Все права защищены © 2007-2024 Российский Институт Спиральной Динамики.
Российский Институт Спиральной Динамики развивает и распространяет знания об истоках, разработчиках и самой модели Спиральная Динамика®, а так же практические знания, которые помогают в организационном развитии, профессиональной компетентности и личностном росте. Российский Институт Спиральной Динамики не является коммерческой организацией. Все права на использование модели Спиральная Динамика® и Цветового Кода Спиральной Динамики® принадлежат NVC Consulting. Практические программы разработаны Arete TC&D совместно с РИСД. Политика конфиденциальности. Контакты для связи: team@risd.su, тел: +7 (916) 635 6565 (WhatsApp).